Что это за школа?

Концептуальной идеей коллектива школы "Эврика-развитие" является создание школы как образовательной среды для инновационного (развивающегося) сообщества детей и взрослых. Инновационными результатами предлагаемой модели являются «присутствие семьи в образовании» и развитие у детей и взрослых субъектной позиции по отношению к образовательной, профессиональной и общественной деятельности. Уникальность проекта заключается в создании условий для включения представителей всех возрастных категорий, профессиональных и социальных статусов в осмысленную, продуктивную и результативную образовательную деятельность в избыточной среде, созданной на базе образовательного учреждения с использованием научного и культурного ресурса территории.

           Содержание и формы образовательного процесса каждой на возрастной ступени обусловлены сквозными принципами среды для инновационного сообщества:

Возможность выбора пути образования, тьюторское сопровождение индивидуального образовательного движения;

Активное участие родителей в образовательном процессе;

Разновозрастное взаимодействие (в разном масштабе, в зависимости от возраста);

Открытость городскому и мировому, научному и профессиональному сообществу;

  • Включенность в современные тренды развития областей науки, технологий, социальной и профессиональной жизни.

  • Принципиальные идеи, лежащие в основе инновационного содержания образования, и реализованные командой разработчиков в МБОУ СОШ «Эврика-развитие»:

    1.     Полисистемная школа: разнообразие и взаимообогащение педагогических систем. Подходы и технологии, реализуемые в полисистемной школе, становятся ресурсом взаимного обогащения образовательной практики каждой из пед.систем:

    • Развивающее обучение Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: групповая и командная работа, решение нестандартных задач, поиск и овладение способами решения проблемных задач.
    • Педагогика М.Монтессори: специально организованная предметная среда, выбор форм и предметности самостоятельного учения, индивидуальные предметные маршруты, проектные и исследовательские лаборатории, исследовательские проекты.
    • Вальдорфская педагогика: проживание природных ритмов и исторических эпох, предметные погружения, развитие эмоционального интеллекта эстетическими средствами.
    • Свободная педагогика по идеям Л.Н.Толстого: работа с детским интересом и вопросом, поэтапное и естественное выращивание форм культурного поведения, обустройство переходов между игровой и учебной деятельностью.

    2.     Возрастные ступени - возрасто-сообразные среды, пространства, процессы. Постепенное увеличение масштаба учебного и образовательного целеполагания, выбора, пространств презентации продуктов и достижений, степени самостоятельности в реализации ИОП. Сохранение и обогащение логики педагогической системы через все ступени образования; преемственность технологий и результатов образования.

    • Дошкольная ступень: разновозрастное взаимодействие в группе как необходимое условие социализации; выбор материалов и форм взаимодействия в обучении и игре и предложенного в пространстве группы; предметно-развивающая среда, специально организованная в соответствии с сензитивными периодами (Монтессори), проживание природных ритмов, развитие воображения, освоение социальных ролей в сюжетно-ролевой игре (Вальдорф).
    • Начальная школа: формирование и рефлексия индивидуального учебного стиля, способов решения задач и проблем; разновозрастное взаимодействие как условие взаимного обучения и наставничества внутри ступени; выбор учебного материала, форм индивидуальной и групповой работы, партнера, темпа и режима обучения; выбор вопроса, темы продукта индивидуальной и совместной работы; коллективное проживание эпох развития человеческой мысли и хозяйственной деятельности.
    • Подростковая школа: выбор проектных и исследовательских лабораторий, клубов и творческих студий по интересам; социальные проекты в школьном, городском и виртуальном пространстве; тематические деятельностные погружения в предметные области; образовательный туризм и полевые исследования; социальный и образовательный экстрим – пробы, испытания, приключения.
    • Старшая школа: предпрофильная подготовка профильное обучение на основе ИОП; сетевые курсы, проекты и программы; профессиональные пробы и стажировки; индивидуальный образовательный (профессиональный, исследовательский, творческий) проект; взаимодействие с представителями научных и профессиональных сообществ; презентация трудов и достижений в мировом профессиональном и научном сообществе.

    3.     Содержание образования - возрастные, научные, социальные, профессиональные вызовы, ответом на которые служат проекты и исследования.

    ·        образовательное событие как точка проявления и оформления образовательной инициативы, актуализации учебного и научного содержания (учебная задача, проблемная задача, креативная задача (НооГен))

    • образовательный проект / исследование как базовая единица учебного и образовательного процесса, привлекающая содержание предметных областей в качестве ресурса реализации проектного/научного решения
    • образовательный продукт как точка социализации собственного содержания и динамики его продвижения, финальная или промежуточная точка ответа на вызов

    4.     Открытая образовательная среда для образующегося сообщества детей, родителей, ученых, предпринимателей. Наличие совместных событийных форм образования как обязательной части образовательного процесса.

    • Деловые и организационно-деятельностные игры по решению актуальных профессиональных задач (по типу Сибирской молодежной Ассамблеи «Профессии будущего»).
    • Семейные олимпиады как события совместного проектирования, решения и оценивания решений нестандартных задач (Общешкольная, «БегеМонт»).
    • Сетевые модули образовательных программ, реализующиеся в сотрудничестве образовательных ступеней, организаций, учреждений (по типу программ «Рождение Земли», «Свойства воздуха» для дошкольников и младших школьников, «Математических игр» для дошкольников и подростков, «Школы инженерной культуры» для подростков и старшеклассников)
    • Открытые межрегиональные программы и проекты, посвященные исследованию укладов, культур, образовательных и профессиональных перспектив городов России (по типу «Соседства» для младших школьников и подростков, «Мегаполиса» для подростков и старшеклассников; Летней школы развития «НооГен» с глубокими полевыми естественнонаучными и гуманитарными исследованиями)
    • ИТ-среда как средство формирования общего ценностного и содержательного контекста, привлечения всех субъектов к формированию содержания образования и взаимодействия, свободного доступа к образовательным ресурсам, публичной презентации образовательных продуктов и достижений, как площадки обмена информацией о динамике образовательных результатов и перспектив.

    5.     Мультиязычность как средство образования и социализации. Преподавание модулей основных предметов и предметов музыкально-эстетического цикла на иностранном языке, презентация проектных и исследовательских продуктов на разных языках (в том числе, в виртуальном пространстве), наличие школ–партнеров в странах изучаемых языков – сотрудничество на преподавательском, методическом и ученическом уровне (программы обмена учащимися, командами, семьями), наличие в классах и ресурсном центре учебной и художественной литературы для разных возрастов на иностранном языке.

    6.           Школа разносторонней самореализации в современных образах жизни: творчество, здоровье, спорт, общение, туризм – на основе клубов и студий в Школе полного дня.

    Мы также имеем представления, идеи и фантазии об архитектурных решениях для разных педагогических систем, возрастных ступеней, видов деятельности в разных научных и предметных областях, которые, к сожалению, пока не удалось воплотить в полноте.

     

    Основные идеи и фундаментальные принципы

    Индивидуализация – процесс становления человека как субъекта своей собственной жизни, способного осуществлять выбор субъектной позиции по отношению к своим жизненным задачам и обстоятельствам. Быть субъектом жизни – значит быть субъектом деятельности, субъектом развития, субъектом познания. Предельным результатом процесса индивидуализации является человек – организатор событий своей жизни, жизненного пространства и жизненного времени.

             Субъект «обозначает», «определяет» себя своей активностью. Такие характеристики, как жизненные цели, стратегии жизни, смысловые ориентации и др., опосредуют взаимодействие человека с миром, они являются более гибкими, и в условиях быстрых изменений социальной реальности именно они оказываются наиболее важными в решении задач успешного взаимодействия с миром. Такие характеристики и компетенции мы относим к инновационному потенциалу личности, и ставим задачу на определение необходимых условий для их поэтапного развития от младенческого до юношеского возраста.

             Индивидуализация образования не рассматривается нами как изолированная работа с человеком в автономном режиме. Как раз напротив, индивидуализация предполагает взаимодействие с другими представителями сообщества, индивидуальными и групповыми субъектами деятельности. Таким образом, она тесно связана с процессом социализации человека. Процессы индивидуализации образования и социализации личности представляются нам как взаимо-ресурсные.

             Необходимость запуска процесса социализации, адекватного возрасту, особенностям и потребностям ребенка, и одновременная установка на индивидуализацию средствами образования, актуализирует понятие среды как особого способа организации образовательного движения участников и места деятельного пребывания в образовательных практиках. Образовательная среда, в которой обеспечены условия индивидуализации, - есть образовательная среда для инновационного сообщества детей и взрослых (как равноценных участников деятельности) в силу достижимых эффектов и результатов.

    Инновационный проект образовательного учреждения заключается в описании базовых принципов и условий организации и развития инновационной образовательной среды в рамках учреждения, возможных способов трансформации учрежденческого уклада под задачи индивидуализации и эффективной социализации.

     Фундаментальные принципы:

    1.     Возрасто-сообразность (решение возрастных задач и задач взросления; постановка соразмерных вызовов; учет особенностей и закономерностей развития в каждом возрасте; включение в наиболее продуктивные для каждого возраста виды учебной и образовательной деятельности)

    2.     Открытость (избыточность образовательного пространства; разнообразие внутренних и внешних деятельностных площадок (реальных и виртуальных) для взаимодействия с различными субъектами инновационной инфраструктуры города; разновозрастное взаимодействие; взаимодействие в открытой информационной среде)

    3.     Тьюторское сопровождение образовательного движения (предоставление выбора образовательного пути или маршрута; организация ситуаций приобретения нового опыта через пробно-поисковое действие; рефлексия опыта; достижение максимально возможного прогресса и самореализации каждого участника среды; построение индивидуальных образовательных программ как программ действий и проб по достижению образа будущего)