Что это за школа?

Концептуальной идеей коллектива школы «Эврика-развитие» является создание школы как образовательной среды для инновационного (развивающегося) сообщества детей и взрослых. Инновационными результатами предлагаемой модели являются «присутствие семьи в образовании» и развитие у детей и взрослых субъектной позиции по отношению к образовательной, профессиональной и общественной деятельности. Уникальность проекта заключается в создании условий для включения представителей всех возрастных категорий, профессиональных и социальных статусов в осмысленную, продуктивную и результативную образовательную деятельность в избыточной среде, созданной на базе образовательного учреждения с использованием научного и культурного ресурса территории.

Содержание и формы образовательного процесса каждой на возрастной ступени обусловлены сквозными принципами среды для инновационного сообщества:

  • возможность выбора пути образования, тьюторское сопровождение индивидуального образовательного движения;
  • активное участие родителей в образовательном процессе;
  • разновозрастное взаимодействие (в разном масштабе, в зависимости от возраста);
  • открытость городскому и мировому, научному и профессиональному сообществу;
  • включенность в современные тренды развития областей науки, технологий, социальной и профессиональной жизни.
  • Принципиальные идеи, лежащие в основе инновационного содержания образования и реализованные командой разработчиков в МБОУ СОШ «Эврика-развитие»:

    1. Полисистемная школа: разнообразие и взаимообогащение педагогических систем. Подходы и технологии, реализуемые в полисистемной школе, становятся ресурсом взаимного обогащения образовательной практики каждой из педагогических систем:

  • развивающее обучение Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова: групповая и командная работа, решение нестандартных задач, поиск и овладение способами решения проблемных задач;
  • педагогика Марии Монтессори: специально организованная предметная среда, выбор форм и предметности самостоятельного учения, индивидуальные предметные маршруты, проектные и исследовательские лаборатории, исследовательские проекты;
  • Вальдорфская педагогика: проживание природных ритмов и исторических эпох, предметные погружения, развитие эмоционального интеллекта эстетическими средствами;
  • свободная педагогика по идеям Л.Н. Толстого: работа с детским интересом и вопросом, поэтапное и естественное выращивание форм культурного поведения, обустройство переходов между игровой и учебной деятельностью.
  • 2. Возрастные ступени — возрасто-сообразные среды, пространства, процессы. Постепенное увеличение масштаба учебного и образовательного целеполагания, выбора, пространств презентации продуктов и достижений, степени самостоятельности в реализации ИОП. Сохранение и обогащение логики педагогической системы через все ступени образования; преемственность технологий и результатов образования.

    Дошкольная ступень: разновозрастное взаимодействие в группе как необходимое условие социализации; выбор материалов и форм взаимодействия в обучении и игре и предложенного в пространстве группы; предметно-развивающая среда, специально организованная в соответствии с сензитивными периодами (Монтессори), проживание природных ритмов, развитие воображения, освоение социальных ролей в сюжетно-ролевой игре (Вальдорф).

    Начальная школа: формирование и рефлексия индивидуального учебного стиля, способов решения задач и проблем; разновозрастное взаимодействие как условие взаимного обучения и наставничества внутри ступени; выбор учебного материала, форм индивидуальной и групповой работы, партнера, темпа и режима обучения; выбор вопроса, темы продукта индивидуальной и совместной работы; коллективное проживание эпох развития человеческой мысли и хозяйственной деятельности.

    Подростковая школа: выбор проектных и исследовательских лабораторий, клубов и творческих студий по интересам; социальные проекты в школьном, городском и виртуальном пространстве; тематические деятельностные погружения в предметные области; образовательный туризм и полевые исследования; социальный и образовательный экстрим — пробы, испытания, приключения.

    Старшая школа: предпрофильная подготовка профильное обучение на основе ИОП; сетевые курсы, проекты и программы; профессиональные пробы и стажировки; индивидуальный образовательный (профессиональный, исследовательский, творческий) проект; взаимодействие с представителями научных и профессиональных сообществ; презентация трудов и достижений в мировом профессиональном и научном сообществе.

    3. Содержание образования — возрастные, научные, социальные, профессиональные вызовы, ответом на которые служат проекты и исследования:

  • образовательное событие как точка проявления и оформления образовательной инициативы, актуализации учебного и научного содержания (учебная задача, проблемная задача, креативная задача (НооГен));
  • образовательный проект / исследование как базовая единица учебного и образовательного процесса, привлекающая содержание предметных областей в качестве ресурса реализации проектного / научного решения;
  • образовательный продукт как точка социализации собственного содержания и динамики его продвижения, финальная или промежуточная точка ответа на вызов;
  • 4. Открытая образовательная среда для образующегося сообщества детей, родителей, ученых, предпринимателей. Наличие совместных событийных форм образования как обязательной части образовательного процесса:

  • деловые и организационно-деятельностные игры по решению актуальных профессиональных задач (по типу Сибирской молодежной Ассамблеи «Профессии будущего»);
  • семейные олимпиады как события совместного проектирования, решения и оценивания решений нестандартных задач (Общешкольная, «БегеМонт»);
  • сетевые модули образовательных программ, реализующиеся в сотрудничестве образовательных ступеней, организаций, учреждений (по типу программ «Рождение Земли», «Свойства воздуха» для дошкольников и младших школьников, «Математических игр» для дошкольников и подростков, «Школы инженерной культуры» для подростков и старшеклассников);
  • открытые межрегиональные программы и проекты, посвященные исследованию укладов, культур, образовательных и профессиональных перспектив городов России (по типу «Соседства» для младших школьников и подростков, «Мегаполиса» для подростков и старшеклассников; Летней школы развития «НооГен» с глубокими полевыми естественнонаучными и гуманитарными исследованиями);
  • ИТ-среда как средство формирования общего ценностного и содержательного контекста, привлечения всех субъектов к формированию содержания образования и взаимодействия, свободного доступа к образовательным ресурсам, публичной презентации образовательных продуктов и достижений, как площадки обмена информацией о динамике образовательных результатов и перспектив.
  • 5. Мультиязычность как средство образования и социализации. Преподавание модулей основных предметов и предметов музыкально-эстетического цикла на иностранном языке, презентация проектных и исследовательских продуктов на разных языках (в том числе, в виртуальном пространстве), наличие школ-партнеров в странах изучаемых языков — сотрудничество на преподавательском, методическом и ученическом уровне (программы обмена учащимися, командами, семьями), наличие в классах и ресурсном центре учебной и художественной литературы для разных возрастов на иностранном языке.

    6. Школа разносторонней самореализации в современных образах жизни: творчество, здоровье, спорт, общение, туризм — на основе клубов и студий в Школе полного дня.

    Мы также имеем представления, идеи и фантазии об архитектурных решениях для разных педагогических систем, возрастных ступеней, видов деятельности в разных научных и предметных областях, которые, к сожалению, пока не удалось воплотить в полноте.

    Основные идеи и фундаментальные принципы

    Индивидуализация — процесс становления человека как субъекта своей собственной жизни, способного осуществлять выбор субъектной позиции по отношению к своим жизненным задачам и обстоятельствам. Быть субъектом жизни — значит быть субъектом деятельности, субъектом развития, субъектом познания. Предельным результатом процесса индивидуализации является человек — организатор событий своей жизни, жизненного пространства и жизненного времени.

    Субъект «обозначает», «определяет» себя своей активностью. Такие характеристики, как жизненные цели, стратегии жизни, смысловые ориентации и др., опосредуют взаимодействие человека с миром, они являются более гибкими, и в условиях быстрых изменений социальной реальности именно они оказываются наиболее важными в решении задач успешного взаимодействия с миром. Такие характеристики и компетенции мы относим к инновационному потенциалу личности, и ставим задачу на определение необходимых условий для их поэтапного развития от младенческого до юношеского возраста.

    Индивидуализация образования не рассматривается нами как изолированная работа с человеком в автономном режиме. Как раз напротив, индивидуализация предполагает взаимодействие с другими представителями сообщества, индивидуальными и групповыми субъектами деятельности. Таким образом, она тесно связана с процессом социализации человека. Процессы индивидуализации образования и социализации личности представляются нам как взаимо-ресурсные.

    Необходимость запуска процесса социализации, адекватного возрасту, особенностям и потребностям ребенка, и одновременная установка на индивидуализацию средствами образования, актуализирует понятие среды как особого способа организации образовательного движения участников и места деятельного пребывания в образовательных практиках. Образовательная среда, в которой обеспечены условия индивидуализации, — есть образовательная среда для инновационного сообщества детей и взрослых (как равноценных участников деятельности) в силу достижимых эффектов и результатов.

    Инновационный проект образовательного учреждения заключается в описании базовых принципов и условий организации и развития инновационной образовательной среды в рамках учреждения, возможных способов трансформации учрежденческого уклада под задачи индивидуализации и эффективной социализации.

    Фундаментальные принципы

    1. Возрасто-сообразность (решение возрастных задач и задач взросления; постановка соразмерных вызовов; учет особенностей и закономерностей развития в каждом возрасте; включение в наиболее продуктивные для каждого возраста виды учебной и образовательной деятельности).

    2. Открытость (избыточность образовательного пространства; разнообразие внутренних и внешних деятельностных площадок (реальных и виртуальных) для взаимодействия с различными субъектами инновационной инфраструктуры города; разновозрастное взаимодействие; взаимодействие в открытой информационной среде).

    3. Тьюторское сопровождение образовательного движения (предоставление выбора образовательного пути или маршрута; организация ситуаций приобретения нового опыта через пробно-поисковое действие; рефлексия опыта; достижение максимально возможного прогресса и самореализации каждого участника среды; построение индивидуальных образовательных программ как программ действий и проб по достижению образа будущего).