Новости школы

25.02.2023

Обучение смене ролей и позиций как образовательная практика в подростковой школе

В разных формах был представлен опыт экспериментальной работы по изменению содержания литературного образования:

• концепция смены ролей и позиций;

• аналитика и итоги эксперимента;

• модель отношений автор — читатель — актер — режиссер — критик — издатель и следствия ее реализации в 5—9-х классах;

• мастер-классы (как работа с ролями реализуется на практике);

• дискуссии (ибо не все ясно и очевидно и для проектной группы).

Ведущие семинара и ядро проектной группы:

Петров Аркадий Владимирович, кандидат филологических наук, методист, учитель литературы школы «Эврика-развитие», доцент кафедры русской литературы ТГПУ, автор книги «Как построить НЛО (Неопознанное Литературное Образование)», эксперт «Сибирской молодежной Ассамблеи», победитель грантового конкурса СОТ.

Максим Чередниченко — филолог, музыкант, тьютор, разработчик и ведущий сетевых и локальных образовательных программ для детей и взрослых, событий класса «образовательный экстрим». Руководитель «Творческой мастерской Макса Че», ведущий сетевой пороховой лаборатории, разработчик и ведущий программ «Летний Городской НооГен (ЛеГоНооГен)», «Креативный кампус», фестиваль самиздата «Корешки», турнир по конструированию «Кубориада», эксперт форума СОТ Обрсоюза. Учитель литературы в школе «Эврика-развитие» г. Томска.

Катерина Григоренко — средовый педагог и андрагог, разработчик событийных образовательных форматов для детей и взрослых: всероссийского проекта «Соседство», турнира по конструированию «Кубориада», летнего интенсива для подростков «Креативный кампус» на Байкале и др. Автор методических пособий, технологических разработок в сфере средовой педагогики Марии Монтессори, тьюторства, социокультурного проектирования. Ведущая «Творческой мастерской Макса Че». Методист и тьютор подростковой школы «Эврика-развитие» г. Томска.

Ольга Анохина — учитель вальдорфской педагогики, организатор проектов начальной и подростковой школы, основатель и педагог образовательного центра «Зёрна» г. Томска.

В чём заключается суть проекта и представленной образовательной практики?

Нам, педагогам и родителям, хочется, чтобы процесс образования в подростковой школе происходил ярко, насыщенно, взаимно интересно.

Для того, чтобы так и было, мы обратились к психологии развития и выяснили, что ключевой возрастной задачей развития в подростковом периоде является преодоление онтологической центрации. Главный результат выхода из онтологической центрации — это открытие феномена «позиционного знания» и умения счастливо жить в мире, где на каждое явление есть множество разных точек зрения, т. к. за каждой из них есть позиция.

Как может быть устроена образовательная программа подростковой школы, в которой эта практика эффективно реализуется? Наша гипотеза — разнопозиционное преподавание предметов и обучение смены ролей и позиций при их изучении.

Разнопозиционность предполагает не только теоретическое изучение предмета, а, прежде всего, практическое. Необходимо значительное количество часов, распределённое и сбалансированное между практикой в минимум четырёх различных позициях. А значит, необходима их смена и понимание, что стоит за каждой. Умение их выбирать, действовать в них, входить и выходить из одной в другую. В конечном счёте — представлять, что чувствует, как мыслит и зачем именно так действует человек, находящийся в иной роли или позиции, чем в данный момент ты. Понимание, в чём похожесть и отличие роли и позиции, где границы перетекания одного в другое.

Время, необходимое на осознанный выбор, вхождение, проживание, выход из одной роли в другую, требует иной организации образовательного процесса и расписания. В течение стандартных 40—45 минут урока такая сложноустроенная практика будет неэффективной. Поэтому в нашей гипотезе для детей (начиная с 10 лет) предполагаются спаренные уроки (занятия) изучения литературы по 1,5 часа в формате погружения от 3 до 10 дней (с перерывом на выходные или без). В смешанных урочных и внеурочных форматах.

Как нами мыслится образовательная практика смены ролей и позиций на примере изучения литературы?

Допустим, литература — это предмет, на который можно смотреть с разных сторон. С позиции читателя, критика, автора. (Такие позиции рассматриваются в программах изучения литературы в начальной школе мастеров развивающего обучения Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской). Мы, со своей стороны, добавляем к этой модели позицию читателя. Тогда важно, чтобы количество часов, заложенное в программах, было достаточно для проживания читательской, авторской практики, практики критика и издателя в их полноте. Преобладание читательской практики приводит к тому, что мы получаем лишь частичное представление об изучаемом предмете, а нам хочется представить предмет «литература» в объёме, узнать его в полном виде.

Тезис о важности движения к полноте представлений об изучаемом предмете усиливается в связи с ориентацией образовательной программы подростковой школы на поиск способов работы с позиционным знанием.

Когда мы говорим о применении разнопозиционного обучения в подростковой школе, то имеем в виду введение новых позиций в практику изучения предмета и обустроенные шансы их смены.

Например, введение издательской позиции в практику изучения литературы. Плюс в том, что усиливается практика действия в авторской позиции — как с использованием уже известных в культуре приёмов и способов высказывания, так и с открыванием новых средств выразительности. Даётся время на практику спонтанности, экспрессии, самовыражения с опорой на известные референсы или без.

В подростковой школе важным условием результативности работы становится завершённость, продуктность проб, их публикация в разном виде. В устном, письменном, в формате «зина» (книжный самиздат), песни, театрализации, видеофильма, в виде принта на одежде и т.д. — главное, что продукт был представлен публике. Чтобы авторское высказывание попало в пласт литературы и обрело своего читателя, критика и издателя. Это требование сочетается с сензитивным периодом, когда у подростков открывается стремление осваивать социум, обретать в нём новые степени независимости — как «моральную», так и «экономическую». Для их освоения необходим отчуждённый от автора продукт и его публикация, которые получат своё отношение и качественную оценку от социально значимых групп и персон («правильное — неправильное», «интересное — неинтересное», «гуманное — аморальное», «красивое — ужасное», «полезное/нужное — вредное/ненужное», «готовое — недоделанное», «круто — отстой» и т.д.).

Мы разработали визуальную модель для отображения четырёх позиций при изучении литературы — «Пирамиду разнопозиционности». Её вершинами являются позиции (читатель, критик, автор, издатель), внутри же — открытый к рассмотрению с разных сторон предмет. При этом все позиции соединены между собой гранями, что символизирует их взаимообусловленность и существование в системе связей: изменения в содержании одной позиции может повлиять на содержание другой. А сам образ пирамиды символизирует объём изучаемого предметного содержания.

Наша гипотеза о силе разнопозиционного изучения предметов в течение более четырёх лет проверяется на разных группах подростков в нескольких городах России. Школа «Эврика-развития» — базовая. Всего же мы насчитали 33 площадки, где в разных форматах и с разной продолжительностью проходили наши занятия. Написаны сотни стихотворений, изданы десятки книг, сняты десятки миниметражных фильмов. Наша гипотеза неоднократно представлялась и дорабатывалась в кооперации с педагогами из широкого инновационного сообщества на разных площадках страны (Директорий М. Миркес, Слёт лидеров ММА, Всероссийский семинар «Образовательные события», Международный фестиваль «Монтессори-Весна» в Москве, открытые семинары школы «Эврика-развитие» и т.д.).

Наиболее значимой для нашего проекта стала высокая оценка экспертов в рамках грантового конкурса Обрсоюз «Сквозные образовательные траектории».

А вот какие рефлексивные высказывания по итогам семинара мы получили от студентов.

Мария Худяшова: «…Прежде всего меня заинтересовало само восприятие „школы“ в современных методиках преподавания, восприятие это значительно отличается от того, что было привито нашему поколению с детства постсоветским социумом. А, как известно, меняя взгляд на вещи, мы меняем их для себя совершенно (как в первый день семинара: „не перелистывать страницу, а обойти доску“ ©Че )».

Ирина Жданова: «…Было не просто интересно, но и полезно. Да, сейчас, когда третий день подошёл к концу, я могу это сказать, хотя в процессе я сомневалась. „Чем все эти написания стихов за три минуты, актёрские тренинги и прочие вещи могут помочь в школьном образовании, и, самое главное, каким образом все эти практики внедрить в привычную школу?“ Эти вопросы не давали мне покоя. Мне и сейчас трудно дать на них чёткий однозначный ответ (для этого нужно всё-таки какое-то время), но понимание того, что именно этого не хватает в традиционном образовании, именно этого не хватало в своё время мне, и понимание того, что именно так я хочу работать с детьми в будущем, когда, надеюсь, стану учителем, — эти понимания ЕСТЬ, и это здорово! СПАСИБО!»

Ульяна Шаповалова: «…Проба быть актером, проба сменить роль. Побыла в роли водителя. Поняла, что нужно вести себя органично в любой роли: как в актерской, так и в настоящей. Нужно проживать. Нужно не теряться, а действовать и находить решение. Это очень пригодится, если я все-таки решу стать педагогом, потому что непредсказуемого, как мне кажется, там много…».

Карина Заборовская: «…Семинар был наполнен множествами практик — это круто, что каждый участник мог побыть в роли ученика и примерить на себя придуманную концепцию. Все проходило энергично и динамично. Для меня как студента откликнулась идея про отличие мышления от размышления, понимания, воображения и т.д. Я бы хотела потренироваться различать свои процессы сознания, например, в своих эссе. Для меня как человека, познающего образование со всех его сторон, было важным также увидеть реальный пример того, как меняется образование, благодаря чему и каким людям. В ходе семинара у меня возникало много вопросов, хотелось вступать в коммуникацию с лекторами, да и в принципе со всеми участниками, но делала я это редко, потому что вопросы улетучивались в процессе слушания. Практика театральной педагоги показала, как хорошо она влияет на сближение людей и раскрепощение, на творческое и креативное мышление, а также импровизационное действие. Уже плохо помню первый день, но в тот день я поняла, что все можно и не переживала от того, что где-то я отступаю от задания. В эти три дня я прокачала софт скилы…»

Аксёнова Екатерина: «…Этот семинар показал мне множество вариантов того, как провести урок, как сделать его эффективнее, интереснее и осмысленнее. Поняла, что гениально просто то, что все наши тексты, оказывается, состоят из описания событий, которые мы получаем из наших органов чувств, поэтому описывать это можно бесконечно. Постараюсь использовать это в вожатстве летом, когда поеду на сезон…».

Екатерина Дроздова: «…когда ищешь себя, свое предназначение, то участие и извлеченный опыт в семинарах или подобного рода мероприятиях могут стать толчком для твоего дальнейшего развития. Могу сказать, что я получила этот «толчок») Особенно приятно было услышать личные истории четырёх ведущих)…».

Владимир Контратьев: «…Лекция Аркадия Владимировича про длинное творчество. Пожалуй, это самая важная для меня практика, которую я бы хотел перенести в свою деятельность и личную, и будущую педагогическую…».

Половинко Анастасия: «…Спасибо Максу, Екатерине, Ольге и Аркадию за то, что создали комфортные условия и смогли погрузить участников семинара в особую атмосферу. Это было творчески, необычно и крайне полезно!

Надеюсь, что рано или поздно мне удастся попробовать хотя бы что-нибудь из услышанного на пед. практике, чтобы ещё раз это пощупать и передать приобретённое знание другим. Смена ролей и позиций действительно позволяет открыть миллионы и миллиарды граней того или иного предмета, к которому мы обращаемся. И конкретно на литературе эти грани можно с большим успехом открывать с помощью включения воображения, мышления, речи и пр.».

Семинар закончился. Впереди создание методического пособия и сборника детских текстов, а также встречи со студентами группы на практике в школе «Эврика-развитие». Нам очень нужны учителя, восприимчивые к перестройке содержания и форматов образования, способные к разнопозиционному видению мира и образовательной практике детей и взрослых. Добро пожаловать в команду проекта!

А здесь можно посмотреть видео в тему.

Катерина Григоренко, методист и тьютор подростковой ступени, Максим Чередниченко, учитель литературы, руководитель «Творческой мастерской Макса Че»


Вернуться к списку новостей