Новости школы

30.01.2023

Об учебном предмете «Дебаты»

Ярким примером такого новшества в этом учебном году стало введение учебного предмета «Дебаты» в учебный план основного общего образования для 5—7 классов «Монтессори». Такой выбор школы обусловлен целями Монтессори-образования в подростковой ступени основной школы, которые связаны с решением ключевой задачи подросткового перехода — преодоление онтологической центрации личности:

  • смещение представлений о мире с личного как единственно верного к представлению о множественности точек зрения на явления мира и изучение их как культурной практики взаимодействия в социуме;
  • формирования понимания, что мир состоит из множества субъектов и связей между ними.

В подростковой ступени школы «Эврика-развитие» в образовательной среде урочной и внеурочной деятельности реализуется концепция «Обучения смене ролей и позиций как образовательная практика подростковой школы». Разнопозиционное изучение предметов, индивидуальные и групповые проекты и исследования, дебаты являются средствами для реализации возрастных задач развития человека в подростковом периоде. Результаты индивидуальной, парной и командной образовательной практики в учебном предмете «Дебаты» необходимы учащимся для разнопозиционного изучения всех предметов школьной программы учебного плана Монтессори-классов школы «Эврика-развитие». Поэтому между курсом «Дебаты» и всеми предметами гуманитарной и естественнонаучной направленности существует прямая связь, наблюдения показывают, что качество их изучения коррелирует с успехами в практике «Дебатов».

Понятие «дебаты» имеет несколько значений: прения, спор по заданной теме.

Образовательная программа «Дебаты» способствует формированию критического мышления, навыков системного анализа, парной и командной работы, формулирования собственной позиции, искусства аргументации. В школьном формате дебаты проходят в форме интеллектуальной командной игры, участники которой придерживаются трёх принципов: «обучение», «уважение», «честность». Игра проходит в соответствии с заданными правилами и по чётко определённому регламенту.

«Дебаты» как учебная технология помогает преодолеть дефицит времени и средств для обучения грамотной устной речи, которое в школьных программах предусматривается как задача вторичная, прилагающаяся к основному курсу. Грамотная речь, в свою очередь, опирается на такие умения, как публичное выступление и обсуждение спорных тем. Выпускник основной и старшей школы, обладая определённым набором знаний, умений и навыков не всегда может грамотно и убедительно строить свою речь, отстаивать своё мнение и нередко в споре выражает неуважение к мнению оппонента. «Дебаты» дают возможность приобрести опыт коллективной работы, обоснования своей позиции и вхождения в позицию оппонента, учат выстраивать свое выступление корректно, логично, содержательно.

Занятия курса «Дебаты» несут практическую направленность: участники путем упражнений осваивают методы убеждения, принципы конструктивного спора и культуру ведения дискуссии. В соответствии с технологией образовательной технологии «Дебаты» темы, которые выбираются для дискуссий, зачастую генерируют сами участники уроков (и учитель, и ученики). Поэтому список тем для дискуссий не является инвариантом и меняется в зависимости от актуальных интересов группы. Задача педагога — познакомить с технологией выбора спорного тезиса и рассмотрения его с разных позиций. Например, среди отправных тезисов, которые были использованы для подготовки игр и проведения дискуссий и вызвали особый интерес у учащихся такие, как: «Мобильные гаджеты мешают учебе», «Родители должны помогать детям делать домашние задания», «Красная Шапочка сама была виновата в том, что с ней случилось», «Илон Маск — достойный пример для подражания», «Дистанционное образование лучше очного» и т.д.

А вот, что говорят родители учащихся, посещающих «Дебаты».

«Очень здорово, что в нашей школе есть предмет „Дебаты“. Умение спокойно, с уважением к оппоненту, аргументированно отстаивать свою точку зрения я вижу как очень важное для современного человека. При подготовке к выступлению подростки погружаются в изучение вопроса, что учит их не быть поверхностными. На самих дебатах вырабатывается умение видеть проблему объемно, видеть сильные и слабые стороны разных решений вопроса, понимать цену своих слов.

Моя дочь испытывает трудности в выступлении перед большой аудиторией. Еженедельная тренировка этого умения даёт свои плоды: дочь от сильного волнения перешла к восприятию ораторского искусства не просто как таланта, как данности, а как того, чему можно научится. Это важно и в школьной жизни: выступления перед классом, на конференциях, и в обычной жизни: обсуждение планов в семейном кругу, отстаивание своей позиции, умение услышать чужие аргументы, сохраняя при этом здоровую атмосферу конструктивного обсуждения» — Наталья, мама ученицы 5м.

«Когда я впервые услышала о дебатах, то была настроена скептически, но решила, что прежде чем делать какой-то вывод, стоит попробовать.

В 5 классе в начале четверти моя дочь столкнулась со следующей проблемой на этих занятиях — выступая с определённой группой, одноклассник подверг её выступление резкой критике, в результате чего она в дальнейшем отказалась выступать.

Она тогда в силу возраста (начало пубертата) очень болезненно восприняла эту ситуацию.

Что произошло дальше? В начале этого года она уже с удовольствием делилась со мной своими выступлениями и говорила, что входит в 6 лучших учеников по результатам какого-то внутреннего соревнования по дебатам.

Как удалось этого добиться? По моему мнению помогло следующее:

1. Предмет является обязательным, его нельзя пропустить, и эта обязательность не даёт опускать руки.

2. Присутствуя, ты понимаешь и видишь самый разный опыт, разные ситуации, в которые попадают ребята, и понимаешь, что ошибаться можно, это нормально и все проходят через это.

3. Поддержка учителя. Никто насильно не заставлял выходить к трибуне, насильно выступать и т.п., была выстроена система, когда ты принимаешь участие, но не обязан делать то, что тебе болезненно.

Более того, я сама несколько раз принимала участие в организованных школой дебатах. Это трудно, сложно (особенно без подготовки), но вместе с тем увлекательно и азартно.

Что дают дебаты?

1. Навыки критического мышления. Ты должен уметь аргументировать ту позицию, которая тебе может быть не близка.

Это невозможно сделать без анализа и изучения этой позиции, чем в обычной жизни ты бы вряд ли стал заниматься.

2. Умение выстраивать аргументацию. Как практикуюший юрист, я вижу несомненную пользу в этом навыке, который нужно использовать в реальной взрослой жизни.

3. Навык публичных выступлений. При этом не просто выступление как на конференции с докладом, а выступление, где каждый твой довод будет подвергнут не только оценке, но и анализу и критике, когда „всё, что вы скажете, может быть использовано против вас“.

4. Навык отстаивать свою точку зрения и позицию. В современной жизни иногда необходимо уметь это делать.

Я не умаляю значимость предметных навыков и знаний, но ни один школьный предмет не способен развить вышеперечисленные мной навыки, которые имеют большое практическое значение в жизни каждого человека.

P.S. И да, учиться дебатам сложно. Но основная задача подросткового возраста — это преодоление, пусть мои дети учатся преодолевать путем применения слов и аргументации, чем любыми другими действия (и да, мне как родителю иногда бывает сложновато спорить с дочерью „из-за этих ваших дебатов“, но опыт пока побеждает). Я — за дебаты в школьной программе» — Наталья, мама ученицы 6м.

«Дебаты — это одна из основных причин появления у моего сына осознанного интереса и мотивации к учебному процессу. Уже второй год интерес не угасает. Процесс познания сочетается с навыками коммуникации, работе в команде, он учится отстаивать свою точку зрения. Исключительно положительные отзывы! К сожалению, у меня не хватает времени принять в них участие» — Владимир отец ученика 6м.

«Я очень благодарна за то, что в учебной программе моей дочери есть такой предмет как дебаты. Могу честно признаться, что я — взрослый человек — с трудом справляюсь с тем, чтобы аргументировано, достойно, не переходя на личности и эмоции выразить свою точку зрения.

У меня была возможность поучаствовать в дебатах и мне было тяжело, а дочь справляется с данными задачами, и это большой задел на всю дальнейшую её жизнь.

Часто я отмечаю для себя, что моя дочь с большой ответственностью и интересом готовиться к уроку по дебатам. Не всегда все проходит гладко. Это колоссальный труд и незаменимый опыт. Очень многое ребёнку приходится преодолевать в себе, но в этом и есть зона роста каждого.

Приведу конкретный пример. У дочери никогда не было проблем с выступлениями на публике, но вот аргументировано обосновать свое мнение, не обидевшись и не оскорбив другого, довести начатое дело до конца — в этом сложность.

И помню была у них тема „Гаджеты мешают учебному процессу“. Дочь готовила кейс как для стороны опровержения, так и для стороны утверждения. Ей был перелопачен большой объем информации, самостоятельно. Подробно изучив обе точки зрения, Варя выбрала главное из текста и тезисно записала. Там, где не смогла найти информацию для качественного анализа, обратилась за помощью ко мне. И только после этого испытала чувство удовлетворения собой — я все закончила, я справилась! Затем оказавшись в команде утверждения, она решила помочь команде опровержения, испытывающей трудности в поиске информации. И все свои наработки по теме, чем гаджеты могут помочь учебному процессу, отдала им, сказав, что если они будут не готовы, то будет просто не интересно дискутировать, а я так долго готовилась. К тому же они мои друзья и мне хочется, чтобы у них все получилось.

И что важного я вижу в данном опыте, как родитель…

1. Ребёнок учится самостоятельно искать необходимую информацию, работать с большими объёмами текста, вычленять главное, со относить это главное с основной темой задания и тесисно формулировать полученную информацию.

2. Искать дополнительные источники информации, если возникают сложности, обращаться за помощью, но не сдаваться.

3. Элемент осознанности. Ребёнок может ответить не только другим, но и себе, а почему я придерживаюсь такой точки зрения. Не просто потому что хочу так, а потому что владею информацией, на основе которой ВЫСТРАИВАЮ СВОЕ мнение. Это самоопределение, а кто я? Какой я? Очень важная задача для подростковой школы.

4. Дебаты интересны детям. Это преодоление и ответственность, через которые рождается интерес.

5. Умение объективно оценивать работу других детей.

6. Анализ проделанной работы. Что получилось, что нет. Над чем нужно работать, а где молодцы.

7. Дебаты — это умение работать в команде. Взять на себя ответственность лидера, умение делегировать ответственность, грамотно распределить роли с учётом сильных и слабых качеств человека. Важный навык для всех людей, особенно для подростков, потому что они учатся являть себя миру и им важно это сделать в кругу себе подобных.

Так что, на мой взгляд, дебаты — это просто неоценимый опыт, практический опыт, который развивает, трансформирует, раскрывает по-новому наших детей» — Евгения, мама ученицы 5м.

«Обычно после каждой игры мы с моим сыном ещё очень долго обсуждаем, как прошла игра: кто был не прав, где были ошибки, как можно было улучшить что-то, и так далее. Для меня Дебаты как раз ценны тем, что я могу побыть со своим ребёнком на одной волне, тем, что у нас есть общая тема, и мы можем на равных обсуждать, рассуждать, и приходить к какому-то общему мнению. Или оставаться при своих мнениях — и это тоже важно.» Артём, отец ученика из 6м.

Все ли родители разделяют точку зрения, что дебаты — приоритетный предмет в школьном образовании (наравне с русским языком, математикой и литературой)? Конечно, нет. Но ведь для этого и существуют такие образовательные технологии и культурные способы предъявления позиций, как дебаты. И приёмам их ведения стоит поучиться не только детям, но и нам взрослым - педагогам, управленцам, родителям.

Катерина Григоренко, методист и тьютор подростковой ступени


Вернуться к списку новостей