Межрегиональный проект «Соседство» шагает по стране

Ключевая идея, вокруг которой строится программа каждой сессии «Соседства» — это встреча с новыми детьми и взрослыми (педагогами и родителями), с другим городом, со знакомыми и непривычными способами образования.

Первая сессия программы состоялась в г. Красноярске, в ней участвовали 49 ребят и взрослые из томской школы «Монтессори» и красноярской гимназии №1 «Универс». Опыт сотрудничества монтессори-учителей начальной школы и учителей развивающего обучения оказался успешным.
С тех пор идея «Соседства» выросла в межрегиональный сетевой проект, в котором сотрудничают педагоги, родители и дети из 10 городов и 11 инновационных школ России:

 г. Томск:
— МАОУ Школа «Эврика-развитие», начальная школа «Монтессори»

 г. Красноярск:
— «Школа Антропоники»
— Гимназия №1 «Универс»
— Лицей №6 «Перспектива»

 г. Ревда Свердловской области:
— «Школа Монтессори»

 г. Кемерово (город-спутник Лесная Поляна):
— Гимназия №42

 г. Санкт-Петербург:
— НОУ «Монтессори-школа Михайловой»

 г. Москва:
— Международная Монтессори-школа «Кассиопея»

 г. Одинцово Московской области:
— НОУ «Школа Великих Открытий»

 г. Владивосток:
— Детский развивающий центр Монтессори «Вершина»

г. Уфа:
— НОУ «Центр образования Солнечный круг»

 г. Новосибирск:
— Центр родительской поддержки инновационного образования «Умка XXI век»
— Образовательный порт «Научилус»
— ДОЧУ «Центр-Созвездия»

Социо-культурная миссия проекта «Соседство»

Продюсирование территорий, на которых проходят сессии образовательной программы.

Проект обеспечивает проявление, тестирование, кооперацию ресурсов, необходимых для складывания образовательного кластера города, сбор и распространение базы данных об этих ресурсах.

Ключевые субъекты кластера — школы, вузы, НИИ, музеи, театры, библиотеки, художественные мастерские, бизнес-предприятия, мерия и др.интересные места и профессионалы, готовые к сотрудничеству в проектах для школьников и их семей.

Тематика программы и немного статистики

 1 сессия — сентябрь 2006 г. «Экология Соседства», г. Красноярск, 49 детей.
 2 сессия — февраль 2007 г. «История Мира и Себя», г. Томск, 58 детей.
 3 сессия — сентябрь 2007 г. «Знаки Мира», г.Красноярск, 63 ребёнка.
 4 сессия — февраль 2008 г. «Наука и Искусство», г. Томск, 127 детей.
 5 сессия — октябрь 2009 г. «Я в Мире и Мир во Мне», г. Красноярск, 61 ребёнок.
 6 сессия — февраль 2009 г. «За Семью Печатями», г. Томск, 95 детей.
 7 сессия — февраль 2010 г. «Истории Соседств», г. Томск, 112 детей.
 8 сессия — ноябрь 2010 г. «Человек Меняет Мир», г. Санкт-Петербург, 91 ребёнок.
 9 сессия — июнь 2011 г. «История Вещей», г. Кемерово (Лесная Поляна), 86 детей.
10 сессия — октябрь 2011 г. «Наука, Искусство и Другие Практики — О Человеке». г. Томск, 96 детей.
11 сессия — июнь 2012 г. «Исследования». г. Красноярск, 63 ребенка.
12 сессия — сентябрь 2012 г. «Измерения». г. Красноярск, 98 детей.
13 сессия — май 2013 г. «Возможности человека», г. Томск, 78 детей.
14 сессия — ноябрь 2013 г. «Конструирование», г. Красноярск, 106 детей.
15 сессия — июнь 2014 г. «Ускорение XXI», г. Томск, 96 детей.
16 сессия — декабрь 2015 г. «Сделано в Городе Сибирь», г. Томск, 124 ребенка.
17 сессия — май 2015 г. «Творчество», г. Новосибирск, 109 детей.
18 сессия — март 2016 г. «Неизвестность», г. Томск 132 ребенка.
19 сессия — сентябрь 2016 г. «Город у моря», г. Владивосток, 95 детей.
20 сессия — март 2017 г. «Сила Соседства», г. Томск, 105 детей.
21 сессия — ноябрь 2017 г. «Человек-творец», г. Красноярск, 98 детей.
22 сессия — май 2018 г. «Как это устроено», г. Новосибирск, 96 детей.
23 сессия — октябрь 2018 г. «Как говорит Мир», г. Томск, 94 ребёнка.
 

Ведущие программы:

Профессионалы из различных областей деятельности, мастера своего дела, которые много знают и умеют взаимодействовать с собой и миром, педагоги и тьюторы школ-участниц программы – носители различных педтехнологий: НооГен, РО, Монтессори, Вальдорф, Свободная педагогика.
 

Результаты программы «Соседство»

В основе программы — принцип открытости образования, направленность на индивидуальные результаты у детей и взрослых. Поэтому, наблюдая за тем, как меняются участники программы, можно назвать некоторые из результатов, которые с большой вероятностью случаются прямо по ходу программы или через некоторое время. У каждого участника может проявиться один или несколько из приведённых ниже результатов.

Результаты у детей:

— открытость новому опыту, внимание к людям, вещам, явлениям;
— освоение новых культурных норм (например, слушать, сидя за столом, обмениваться мнениями
    потихоньку, не мешая говорящему, спрашивать, договариваться…);
— усиление учебной мотивации (приобретения переносятся в учебную жизнь: по аналогии,
    на основании опыта «так уже было, делал подобное…»);
— проживание разных социальных ролей (организатора, лидера, исполнителя…);
— приобретение/повышение авторитета у сверстников;
— рефлексия, анализ деятельности своей, другого, планирование («чего хочу?»);
— способность работать в команде, принимать ответственные решения,
    использовать разные ресурсы внешние собственные;

Результаты у педагогов:

— умение проектировать образовательные события;
— осознание границ своей практики, открывание других позиций взрослого;
— освоение новых форм соорганизации детско-взрослого сообщества;
— повышение мотивации у педагогов к педагогическим открытиям, к исследованию и пробам;

Результаты у родителей:

— включение в образовательный процесс,
— взаимодействие с педагогами в ситуации образования,
— заинтересованность в «обратной связи»,
— проблематизация «классических школьных традиций»,
— обогащение/расширение родительского опыта,
— новое видение своего ребенка и поколения в целом,

Результаты для методистов, управленцев:

— описание «своей» педагогической и управленческой практики,
— опыт управления недоопределенным открытым пространством,
— опыт управления разнообразным пространством (разные практики, разные процессы),
— создание полноценной (поляризованной) образовательной программы школы,
— навыки управления сетевым проектов (безопасный опыт по созданию своей сети)

В каждую сессию проекта «Соседство» встроен стажировочный семинар по повышению квалификации тьюторов. По итогам разработок этого семинара были оформлены методические пособия «Навигатор тьютора Соседства», «Тьюторская практика организации рефлексивной деятельности в сетевом проекте «Соседство», «Бортовой журнал «Соседства».
В 2016 г. на Летнем Университете Тьюторства прошла экспертизу Межрегиональной Тьюторской Ассоциации технологическая разработка «Тьюторское сопровождение реализации индивидуальных образовательных интересов учащихся в сетевом межрегиональном проекте «Соседство».

Сайт межрегионального проекта «Соседство» — это возможность для каждого желающего знакомиться с программой и её участниками.
Читайте! Смотрите! Оставляйте свои комментарии! Выходите с нами на связь!
Мы открыты к сотрудничеству!
https://sosedstvo-school.ru/