За время своего существования (с 1996 года) Открытая олимпиада школ развивающих практик стала визитной карточкой Томского образования для представителей разных школ города Томска и Сибирского региона. В Олимпиаде уже приняли участие около 4500 учащихся, многие из них показали высокий уровень подготовленности к решению нестандартных задач.
Олимпиада проводится для двух возрастных ступеней в несколько туров – индивидуальный предметный тур (для 2—4, 5—8), парный (для 2—4, 5—8 классов) и командные туры (для 2—4, 5—8) и длится 3 дня.
Индивидуальный тур (2—4, 5—8 классы) предполагает выполнение индивидуальных конкурсных работ по двум из четырех предметов — литературе / математике / естествознанию / русскому языку (на выбор). Предметные задания выявляют метапредметные умения — степень свободного владения культурным способом действия для решения нестандартных предметных и межпредметных задач.
Парный межпредметный тур (2—4, 5—8 классы) предполагает решение одной многоуровневой межпредметной задачи, содержащей в себе необходимость моделирования и диалога: составления плана действий, построения модели, применения практических умений и требующей для своего решения парных форм работы. Задание парного тура выявляют умение участников решать предметные задачи в коллективно-распределенной деятельности в условиях дефицита времени по двум направлениям — естественнонаучному и гуманитарному.
Предметно-креативный (командный) тур — это командная работа для учащихся 2—4, 5—8 классов. Соревнование проводится в деятельностной форме и направлено на определение уровня владения творческим предметным мышлением. Цель тура — выявить уровень владения следующими ключевыми компетентностями:
Экспериментально-практический (командный) тур — групповая работа для учащихся 2—4, 5—8 классов. В соревновании участники должны продемонстрировать практичность мышления в решении экспериментально-инженерной или экспериментально-исследовательской задачи. Цель тура — выявить умение решать практические проблемные задачи в коллективно-распределенной деятельности в заданное время.
Олимпиадные задания разрабатываются совместно педагогами Развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова), авторами УМК и учебных пособий — победителей федеральных и региональных конкурсов учебной литературы нового поколения, и преподавателями вузов.
На материале конкурсной и образовательной программы Олимпиады для педагогов проводятся методический семинар и стажировки повышения квалификации «Оценка метапредметных результатов образования».