Что такое Школа Марии Монтессори?

В центре педагогической системы Монтессори стоит сам ребенок с его неповторимыми внутренними врожденными качествами, уникальными способностями, с его потребностями, особенностями физического, физиологического и психического развития. Дидактическую систему Марии Монтессори отличает, прежде всего, высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку — жизнь есть существование свободной активной личности.
Смысл Монтессори-метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача учителя — помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем.


Основные принципы

1 принцип: СВОБОДА ВЫБОРА.

В Монтессори-классах ребенок может выбрать, чем он будет заниматься на занятиях, сколько времени он хочет этим заниматься, с кем (с другом или с педагогом, а может один), где он хочет позаниматься (за столом, на коврике, в другой комнате).
Ребенок не только делает свой выбор, но и учится его обосновывать, принимает решения и  несет ответственность за принятое решение, анализируя последствия сделанного выбора.

2 принцип: НАЛИЧИЕ ПРАВИЛ — необходимое условие свободы.
В Монтессори-методе, как и в жизни, свобода идет рука об руку с правилами, а значит, с ограничениями. Правила принимаются вместе всем классом и могут меняться в зависимости от актуальности.

 3 принцип: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
«Помоги мне сделать это самому», — так говорила Мария Монтессори. ВАЖНО! Не вместо меня, а вместе со мной. 
Дети  сами принимают решения, учатся эффективной коммуникации, отслеживают время и планируют свою деятельность. Ставят перед собой цель, учатся анализировать, учатся переживать последствия сделанного выбора, могут организовать себя и других, создавая команды под проекты.

4 принцип: РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ.
Человек — это социальное существо, и только через других людей мы можем познать, кто мы есть на самом деле.
В разновозрастном классе ребенок получает не только интеллектуальные знания, но и необходимые навыки коммуникации и поведения в обществе, умение выбирать социальную роль, понимание чувств и потребностей других людей, желание заботиться о других.

5 принцип: ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ.
Роль взрослого в Монтессори-методе огромна! Он создатель среды, отвечающей потребностям ребёнка. Трепетно и тщательно наблюдая за ребёнком, педагог создает и отбирает материалы, помогающие детям осваивать окружающий мир в собственном темпе, исходя из своих интересов.
Задача педагога — не мешать ребёнку осваивать окружающий мир, не передавать ему свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.
Только преодолевая трудности, человек способен развиваться. Поэтому взрослый в Монтессори-педагогике искусственно создает детям трудности, помогающие совершенствоваться и двигаться дальше в своем развитии.
Для каждого из нас очень важны понимание и поддержка. В Монтессори-среде взрослый — это, прежде всего, друг, который понимает, принимает каждого ребенка с его эмоциями и чувствами, поддерживает и направляет.

 6 принцип: СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА.
В Монтессори-методе ребенок постигает науку в специально организованной среде, которая создается, с учетом потребностей детей в том или ином возрасте.

7 принцип: БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА.
Взрослый в Монтессори-классах обращает внимание на действие ребенка, не оценивая личность, фиксируя внимание на успехе. Взрослый никогда не указывает на ошибку ребенка, ведь контроль ошибки заложен в самом дидактическом материале (автодидактичность).