Особенности Вальдорфской педагогики



Преподавание по эпохам

Преподавание основных предметов ведется методом погружений — эпохами. Эпоха — это время (обычно 3—4 недели), в течение которого на Главном уроке преподается один из основных предметов: математика, русский язык, окружающий мир, география, история, физика, астрономия, химия, биология. Главный урок имеет четкую трехчастную структуру: ритмическую часть, основную часть и рассказывание. Ведет эпоху классный учитель.

Преподавание 2-х языков с 1 класса

В программе вальдорфских классов немецкий и английский языки преподаются с 1 класса. В 1—2 классе в преподавании языков ставится цель погрузить ребенка в языковую среду посредством игр, разучивания песен и стихов. Сначала делается упор на устную речь, общение и только потом — на чтение и письмо.

Художественно-эстетический цикл

Игра на музыкальных инструментах. С первого класса дети осваивают игру на флейте. Первичное преподавание инструмента основывается на радости и интересе к музицированию у младших школьников. Осваивая флейту через игровые приемы, с помощью наглядного обучения, действия по образцу ребенок получает опыт игры на инструменте, становится исполнителем и сочинителем собственных мелодий. Это позволяет детям сохранить открытость к свободному музицированию и радость от исполнительского искусства. В старших класса предполагается изучение и освоение других музыкальных инструментов (скрипки, лиры, гитары, барабанов). Нотная грамота дается через образное восприятие.

Живопись и изобразительное искусство

Изобразительное искусство в вальдорфской школе начинается с живописи в технике «по мокрому» и пластицирования. Задача первых лет обучения — познакомить ребенка с каждым цветом, дать опыт от переживания сочетания различных цветов. Учитель идет от переживания цвета, а не от образа. Образ может родиться как результат цветового переживания. Как и все предметы вальдорфской школы, обучение живописи и рисунку основано на возрастных особенностях.

Пластицирование

В вальдорфской школе пластицированию отводится особая роль. Проходя путь от лепки из воска к обработке камня, ребенок усиливает свою волю, развивает пространственное (геометрическое) мышление, учиться создавать объемные фигуры. Он становится настоящим скульптором и проходит путь от собственного замысла к готовой скульптуре.

Гимнастика. Воспитание движения. Воспитание движением

Вальдорфская педагогика опирается на здоровое развитие человека, законы развития и возраст ребенка. Все ее принципы отражаются в гимнастике, которую нужно рассматривать не как отдельно взятые физические упражнения, а как целостный процесс, формирующий правильное движение и переживание окружающего пространства. Как любое сознательное движение, Ботмеровская гимнастика направлена на развитие и укрепление силы воли. Ее основатель — граф Фриц фон Ботмер был учителем физкультуры в первой вальдорфской школе в Германии. Он придумал упражнения, благодаря которым в каждом возрасте дети учатся переживать себя в своем теле. Действуя из собственного импульса, ребенок встраивается в пространство. Этот процесс идет изнутри наружу и приводит в движение тело и направляется дальше вовне. Выполняя упражнение от начала до конца, он приобретает душевные силы, находит баланс между внутренним и внешним, личным и социальным. Этот подход противоположен традиционной гимнастике, когда упражнению предают внешнюю форму. Ботмеровское упражнение — это процесс, затрагивающий всего человека: его телесное, душевное и духовное. В 1 и 2 классах дети, играя в подвижные игры, приобретают большой двигательный опыт: бегают, прыгают, лазают, ползают на четвереньках, ходят по бревну, перепрыгивают через него. Характерное для этого возраста преподавание через образы присутствует и на уроках физкультуры. Начиная с третьего года обучения гимнастика вводится через хороводы. В 5 классе начинаются упражнения и другие сопутствующие виды движения, соответствующие задачам возраста и душевному состоянию ребенка. Жонглирование, древнегреческие виды спорта, фехтование, акробатика — для всего этого находится место на уроке физического воспитания в вальдорфской школе. В современном мире ребенку все труднее и труднее найти здоровое движение для подражания. Наши действия заменяются машинами и техническими средствами: мы перемещаемся в пространстве посредством транспортных средств, не создаем одежду на прялках и ткацких станках, не рубим дрова. В нашей жизни совсем нет места физическому труду, который способствовал бы формированию здорового свободного движения. Ботмеровская гимнастика может восполнять и исправлять отклонения в развитии детей и помочь взрослым найти в этих упражнениях исцеляющие, восполняющие силы, открыть новые стороны в своей жизни.